Датировка

     Из описания видно, что особенностью керамики Шаушукумтобе является не только ее довольно примитивная техника изготовления, характерная для всех трех горизонтов, но и чрезвычайная живучесть одних и тех же форм посуды, что весьма затрудняет ее дробную дати­ровку.

     Одновременно намечаются некоторые отличия керамики нижнего слоя от верхнего, посуда же среднего горизонта выступает как бы связующим звеном между ними. Наряду со старыми формами появля­ются новые, прочно входящие в быт позднее (верхний горизонт). От­сюда можно сделать вывод, что основная масса населения Шаушукум­тобе в течение всего его существования была однородной. Медленно, но неуклонно совершенствовалась техника изготовления посуды.

     Особенность керамики состоит и в том, что часть посуды, выяв­ленной из верхнего слоя, сделана на круге и в большинстве своем не кострового, а горного обжига, причем красноангобированная посу­да в основном хорошего лощения и орнаментирована, количество же черноангобированной посуды резко уменьшается. Улучшается моде­лировка ручек, которые изготовляются прежней техникой, но отде­лываются более тщательно: замазываются соединительные швы, иног­да подрезаются наружные плоскости. Появляются ручки в виде округлых в сечении колбасок, а также как бы с витками. Внешняя по­верхность сосудов обрабатывается более тщательно, и по ней иногда трудно судить о технике лепки, которую можно определить по внутренней части. Техника изготовления посуды нижнего слоя хоро­шо прослеживается на обеих сторонах сосудов.

     В целом комплекс керамики Шаушукумтобе прямых аналогий с известным нам по публикациям керамическим материалом не имеет. Значительное сходство, доходящее до тождества, отмечается с кол­лекциями из поселений средней Сыр-Дарьи, собранными Южно-Ка­захстанской археологической экспедицией.

     Посуда, сделанная из рыхлого дресвяного и шамотного теста, встречает прямые, доходящие до полного тождества параллели в па­мятниках культуры каунчинского типа. Среди нее зафиксированы той же формы и с тем же орнаментом плоские круглые крышки, под­ставки под котлы в форме головы быка, горшкообразные сосуды с ручкой, отходящей прямо от венчика, плошки-жаровни, котлы с круглыми ручками, грушевидные сосуды с налепами в виде волнис­тых валиков . Посуда из плотного теста также имеет аналогии в про­филе хумов , в маленьких ручках вроде удлиненной петли у кувшинообразных сосудов, в орнаменте в виде косой сетки . Кроме того, одинакова техника изготовления как сосудов, так и их ручек.

     Описанные типы керамики отмечены во всех трех горизонтах городища. К посуде из рыхлого дресвяного и шамотного теста двух верхних слоев можно отнести еще котлы с характерными для них под­донами, светильники-курильницы на высоких цилиндрических нож­ках, а к керамике нижнего слоя сосуды, имеющие под ручками налепы в виде рассеченного валика.

     Керамика Шаушукумтобе в отличие от керамики городищ типа Каунчи не содержала подставок с головами баранов (появились пря­моугольные и цилиндрические), амулетов, сосудов с ручками, имити­рующими фигурки баранов (встречены лишь схематично трактованные фигурки животных и спиралевидные налепы в верхних частях ручек в виде бараньих рогов). Подавляющее большинство пряслиц Шаушу­кумтобе плоские, тогда как в комплексах Каунчи в основном биконические.

     В керамике Шаушукумтобе довольно много сосудов с красным лощением, в особенности из верхних слоев; в материалах Каунчи Г. В. Григорьев этого приема обработки керамики внешней поверхно­сти сосудов не зафиксировал.

     Наряду с этим следует отметить некоторую близость нашей по­суды к керамике таких городищ, как Шуралисай и Алимбайтобе, об­следованных Г. В. Григорьевым и отнесенных к более позднему, чем памятники Каунчи, периоду (I—VI вв. н. э.).

     К материалам из Шуралисая и Алимбайтобе близки кувшины с массивным рифлением и горизонтальными петлеобразными ручками, посаженными в месте перехода тулова к горловине, с налепами в виде рассеченных валиков (в Шуралисае на котле), горшковидные сосуды с орнаментом в виде пояска из незамкнутых треугольников, боковины с елочным орнаментом, краснолощеная посуда.

     Другая группа керамики сближается с комплексами, выявлен­ными на Асарах. Например, при раскопках большого дома Алтын-Аса-ра найдены крышки каунчи некого типа ,, рифленые горловины кувшинов, а также миски, близкие к шаушукумским профилям . Рифление штампом на широкогорлых кувшинах характерно для кера­мики Алтын-Асара, начиная с III вплоть до VII в. н. э. Следует отметить, что как по тесту, так и по технике нанесения рифления ке­рамический комплекс Асаров резко отличается от нашего материала.

     Значительно больше сходства обнаруживается с керамикой горо­дища Актобе 2. Очень похожи по профилировке венчики хумов, гор-шковидных сосудов, аналогичны кружки с красным ангобом и лоще­нием. Посуда Актобе 2 так же, как и Шаушукумтобе, украшена по горловине и корпусу рифлением. Близки и технические приемы изготовления сосудов.

     Имеются и некоторые отличия: в материалах Шаушукумтобе очень мало посуды с волнистым орнаментом и потеками ангоба (крас­ного и черного), нет такой формы посуды, как фляги, отсутствуют ручки с реалистически трактованным изображением баранов и биконические пряслица.

     Что касается посуды из рыхлого дресвяного и шамотного теста, то с керамикой Актобе 2 совпадает прием украшения ее волнистым налепом, расположенным в нижней части ручки, форма горшковидных сосудов с ручками, не выступающими за край горловины, а также плошки-жаровни и крышки. Крышки и сосуды с налепами под ручка­ми, как отмечают исследователи этого памятника, встречены только в верхнем слое, у нас же — в нижнем слое, а крышки — во всех слоях.

     Таким образом, материал с городища Актобе 2 позволяет наме­тить крайнюю дату для керамики нижнего горизонта Шаушукумтобе — не ранее IV в. н. э. Аналогии с посудой из Асаров также под­тверждают эту датировку.

     Отсутствие целых форм в коллекциях описываемой керамики не дает возможности полностью сопоставить ее с материалами из могиль­ника, расположенного близ городища, однако совпадения имеются: техника лепки, форма венчиков, рифление горловин (курган 97), спи­ралевидные налепы на ручках сосудов (курган 107), форма кружек курган 50), знак в виде полуовала, рассеченный перпендикулярной полосой (курган 96). Исследователь этих курганов А. Г. Максимова датирует их III—V вв. н. э.

     Из аналогий с более отдаленной территории следует упомянуть бокальчик на конической подножке в материалах из могильника Боркорбаз (III—V вв. н. э.), а также из могильника Кайрагач (курган 8), датируемого первыми веками нашей эры; миски с перегибом тулова с городищ Тункет и Минг-Урюк (IV—V вв. н. э.); миски с перегибом тулова и врезным пояском под венчиком с городища Чаш-тобе (IV—V вв. н. э.) и из коллекций керамики с Большого Ферган­ского канала (начало нашей эры — VI—VII вв.).

     Рифление средней части тулова кувшинов встречается на посуде из могильника в Ворухе, в комплексах Кугайтепе, а светильники в виде плошки — на городищах Кашка-Дарьинского оазиса (правда, на ручке посажена фигурка животного), цилиндрические подстав­ки — в комплексах городищ бассейнов рек Кашка-Дарьи и Мугаин-Дарьи. Подобная шаушукумской техника изготовления ручек отме­чена в материалах третьего периода Шурабашата (Фергана), орна­менты на сосудах в виде косой клетки — в комплексах керамики Фер­ганы II, Джеты-Асаров , а также на городище Кулдор-тепе ; раз­ница лишь в нанесении орнамента: на сосудах тех памятников сверх ангоба, на наших под ангобом.

     Что касается керамики верхнего горизонта, то она встречает мно­го подобий и в первую очередь в материалах городищ и могильников Ташкентского оазиса. Из городищ следует назвать Ак-тепе, Минг-Урюк, Тункет, а из могильников — могильник на Ташкентском канале. А. И. Тереножкин, выделяя позднюю группу курганов в этом могильнике, указывает на различие керамики позднего и раннего пе­риодов, которые имеются и между керамикой верхнего и нижнего слоев в Шаушукумтобе.

     Из других аналогий можно назвать лсжновитые ручки Согда и Ферганы (VI — начало VII в.), котлы с дугообразными и пластин­чато-выступающими ручками и кружки с кольцевидными и петлеоб­разными ручками Пянджикента (VI—VII вв. н. э.), плошки на под­доне с тремя ножками из Чача и Ак-Бешима того же времени, кувши­ны с палевым и светло-зеленым ангобом и концентрическими желоб­ками в верхних частях городища Хозаин-хона, отнесенного ко времени Фергана III (VI—VIII вв. н. э.), миски с перегибом у самой закраины городища Дон-Булак III (VI—VIII вв. н. э.), орнамент в виде елочки в керамике Тали-Барзу, а также на оссуариях , хумы с отделкой внешней части венчика овалами в коллекции керамики из донжона замка Беркут-кала, краснолощеные вертикальные петлеобразные ручки с налепами в виде цилиндрической шишечки в верхней части кафыркалинской культуры (VI—VII вв. н. э.), небольшие кубки с горизонтальными врезными поясками по венчику и в средней части тулова и уплощенной сверху ручкой городищ Минг-тепе (VII— VIII вв. н. э.), Чандалашского тепе в Чаткальской долине. Сравне­ние можно было продолжить, но все сопоставляемые предметы не вы­ходят за пределы VI—VIII вв. н. э., как, очевидно, и следует датиро­вать верхний горизонт Шаушукумтобе.

     Мы уже неоднократно отмечали, что на ряде сосудов имеются знаки, которые располагаются и под ручкой, и на донышке, и в верх­ней части сосудов. Нами зафиксировано 36 различных знаков, в боль­шинстве они были на посуде из верхних слоев (32 и 36) и дважды не повторялись. Если к ним добавить знаки-тамги, обнаруженные в подъемном материале, собранном Б. И. Вайнберг и Л. М. Левиной, то добавится еще 12 знаков.

     Некоторые из них сходны со знаками на сосудах из соседних курганных комплексов и поселений. Крестообразный знак встречен на керамике городища Актобе 2 и могильника Актобе 2 (курган 40), полуовал, рассеченный перпендикулярной полосой — на посуде мо­гильника Шаушукумтобе (курган 96) и в урочище Жаман-Тогай. Подобного же типа знак был на сырцовых кирпичах стены (поздняя закладка) III—IV вв. н. э. на городище Ханака-тепе. Знак в виде веточки тождествен знакам на стенах городищ Шуралисай, Алимбай-тепе и Шахривайран. Знак в виде буквы «Ш» встречает параллели в кушанских тамгах и в керамике городищ Ак-тепе и Тегерман-баши; знак в виде незамкнутого треугольника и полуовала — на сосудах Кзыл-тепе. Часть одного знака в виде S-образной фигуры напоминает надчекан хорезмийских монет и знаки, воспроизведенные на сырцо­вых кирпичах Кой-Кобадшаха. Остальным отыскать параллелей нам не удалось.

     Объяснить знаки можно лишь с помощью данных этнографии. По материалам, собранным Е. М. Пещеревой в Таджикистане, обжиг по­суды в пределах сельской общины производился всегда коллективно. Участники его вносили определенную долю топлива, совместно укла­дывали посуду в печь и осуществляли процесс обжига. Для того чтобы не перепутать посуду после обжига, владельцы ставили на ней спе­циальные знаки, причем иногда один и тот же знак наносили на раз­ных частях сосуда. Очевидно, что и на городище Шаушукумтобе посуду изготовляли коллективно. Считать, что эти знаки имели маги­ческое значение, трудно. Во-первых, тогда один и тот же знак ста­вили бы на одной и той же форме посуды, во-вторых — всегда на одном и том же месте, иначе его «магическая сила» потеряла бы смысл. Скорее всего с этой целью производилась покраска ангобом верхней части горловины сосудов. Это мнение уже неоднократно высказывали в археологической литературе.

     В заключение следует остановиться на отмеченном нами тожде­стве основных типов керамики городища Шаушукумтобе с материа­лами городищ среднего течения р. Сыр-Дарьи и ее притоков — Келеса и Арыси, которые были получены во время работ Южно-Казахстан­ской археологической экспедиции 1947—1951 гг. и представлены кол­лекцией керамики из стратиграфических раскопов и подъемного мате­риала. При сопоставлении их с керамикой Шаушукумтобе выяснилось, что основные, ведущие формы их совпадают на 42 объектах (см. кар­ту). К ним мы относим такие формы керамики, как широкогорлые кувшины с рифлеными горловинами, палевым ангобом и потеками черного ангоба в верхней части горловины, широкогорлые кувшины, горшки, кубки с петлеобразными ручками, иногда несущими на верх­ней части налепы в виде спиралей, хумы с характерными для них вен­чиками, прямоугольными в сечении, миски, а также образцы керами­ки с красным, черным ангобным покрытием и прорезным рисунком геометрического и растительного характера, крышки, сосуды из рых­лого теста.

     Из этого вытекает другой вывод, что население Ташкентского оазиса и средней Сыр-Дарьи в первой половине первого тысячелетия нашей эры было в этническом отношении однородно и находилось на одинаковой ступени развития. Интересно, что такие характерные формы посуды, как кувшины с рифлеными горловинами, были встре­чены на разных поселениях северных склонов Каратау в резко отлич­ных комплексах материалов. Это заставляет еще раз вспомнить заме­чание Г. В. Григорьева о продвижении какой-то части населения Ташкентского оазиса на северные склоны Каратау.

image


Возраст развития инфаркта миокарда

Теги:

Недавние посты

  • Курган 14

    Из параграфа - Могильник Жаман-Тогай

         Диаметр 14,7 м, высота 0,46 м. На глубине 0,96 м от вершины, в северо-западной части, оконтурился дромос (3,5х1,25 м), ориентированный ССЗ—ЮЮВ, с тремя ступеньками в юго-юго-восточной части. Первая шириной 0,43 м, высотой 0,54 м; вторая шириной 0,43 м, высотой 0,19 м; третья…Больше

  • Малые постройки

    Из параграфа - Поселение Актобе 2

         Жилые постройки вскрыты нами только в пределах цитаде­ли и дворцового здания.      В цитадели они располагались по всей площади, непосредственно примыкая к крепостной стене. Раскоп 4 в северном углу цитадели (рис. 7) позволил обнаружить, что застройк…Больше

  • Курган 90

    Из параграфа - Могильник Актобе 2

         Диаметр 17 м, высота 0,65 м. На глубине 1,4 м от вершины, в юго-восточной части, оконтурился дромос (3,55х1,25 м), ориентированный СЗ — ЮВ, в юго-восточной части которого имелась ступенька шириной 0,65 м, высотой 0,25 м, переходящая в боковые уступы шириной 0,2—0,35 м. Пол д…Больше

  • Второй культурный горизонт

    Из параграфа - Городище Актобе 1

         Слой второго периода зафиксирован в тех же раскопах, что и пер­вого. Структура его везде одинакова, но отлична от предшествующего.      Находки в нем, кроме найденных в замке фигурки идола из раку­шечника и глиняной печати, такие же, как и в нижне…Больше